03.04.2012

Опубликован первый номер журнала "Вестник международных организаций" за 2012 год, посвященный реализации проекта "Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования" (2011-2013гг.). Подробнее...

 

Работа выполняется в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования» (2011–2013 гг.), реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ.

Главной целью проекта является развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг посредством разработки и апробации методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.

В статье российского исследователя, д.полит.н. М.В. Ларионовой «Методология сравнительного анализа международных подходов к ранжированию высших учебных заведений» представлена методология сравнительного анализа различных российских и зарубежных подходов к построению ранжирований вузов с целью выявления лучших международных и отечественных практик и сопоставления их с существующими сегодня международными критериями качества ранжирований.

В статье приводятся главные принципы методологии сравнительного анализа глобальных, национальных и специализированных систем ранжирования, выполняемого в рамках проекта для выработки элементов модельной методологии ранжирования российских вузов с учетом международного и российского опыта. Основные результаты сравнительного анализа международных методологий ранжирования высших учебных заведений представлены в одноименной статье коллектива авторов – Л.В. Заварыкиной, А.С. Лопатиной и О.В. Перфильевой – участников исследовательской команды проекта. На основе 15 общих параметров исследователи произвели горизонтальное сравнение подходов, отличающихся друг от друга по типу методологий (глобальные/ национальные/ специализированные ранжирования и классификации), систематизировали лучшие практики и оценили их сильные и слабые стороны. Общие параметры оценки и система критериев IREG обеспечили возможность сравнительного анализа методологий ранжирования в единой аналитической парадигме. Полученные результаты сравнительного анализа позволили авторам заложить основу для построения элементов модельной методологии ранжирования российских вузов.

Что должно составлять основу качественной системы ранжирования в высшем образовании? Каким основным требованиям должен удовлетворять избираемый подход к ранжированию? И какими могут быть элементы методологии ранжирования, если исходным параметром является многомерность предлагаемой системы? Ответы на эти вопросы предложены в следующей статье, подготовленной тем же коллективом авторов, «Проект модельной методологии ранжирования российских вузов» на основе результатов сравнительного анализа различных подходов к ранжированию вузов в международном и российском контексте. Авторы подчеркивают проектный характер предлагаемого подхода к построению
ранжирования российских вузов. Работа по тестированию и апробации модельной методологии, запланированная на март 2012 г., призвана выявить ее основные недостатки, оценить жизнеспособность системы ранжирования в целом, создать доказательную базу для принятия или отказа от тех или иных элементов методологии. На момент подготовки выпуска к печати предложения по концепции модельной методологии претерпели изменения, поскольку работа по ним продолжается. Главным образом речь идет о наборе индикаторов для оценки качества деятельности университетов. Исследовательским коллективом осуществлялась серия экспертных оценок индикаторов, которые потенциально могли бы лечь в основу модельной методологии ранжирования. В результате работы экспертов по оценке множества индикаторов, отражающих пять направлений деятельности вузов, относительно параметров значимости для развития системы высшего образования в России, релевантности, доступности, надежности и значимости для модельной методологии ранжирования, был сформирован перечень, включающий 40 индикаторов. Направления деятельности университетов включают исследования, образовательную деятельность, международное сотрудничество, трансфер знаний и взаимодействие с регионом. Параллельно с экспертной оценкой проводился анализ доступности данных для сбора информации по каждому из предлагаемых индикаторов из существующих информационных систем. Также была сформирована выборка российских вузов для проведения апробации модельной методологии, состоящая из 150 российских учреждений высшего образования. Отчеты о проведении экспертных оценок набора индикаторов, итоговый перечень индикаторов, а также анализ соотнесения с существующими информационными системами оценки и мониторинга деятельности вузов и перечень вузов, выбранных для апробации, размещены на сайте Национального фонда подготовки кадров (http://ranking.ntf.ru/) и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ (http://www.hse.ru/org/hse/iori/toplist). Посредством публикации проекта модельной методологии ранжирования авторы надеются привлечь внимание широкого академического сообщества к предлагаемой разработке и стимулировать дискуссию на национальном уровне о качестве национальных систем ранжирования.

Полный текст номера размещен на сайте НИУ ВШЭ.