Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Основные цели и принципы формирования подходов к построению методологии рейтингования

 

  

Методология сравнительного анализа глобальных, национальных и специализированных рейтингов, национальных подходов к оценке качества деятельности высших учебных заведений была разработана в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», осуществляемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Цель проекта - развитие системы оценки качества образования образовательных услуг посредством разработки и апробации методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования. Модельная методология рейтингования образовательных учреждений профессионального образования ориентирована на высшие учебные заведения. Принимая во внимание современные условия развития системы высшего образования в России[1],после апробации для вузов, модельная методология рейтингования может быть адаптирована для других учреждений профессионального образования.

Проект рассчитан на три года. В ходе первого этапа работ в 2011 году перед авторами проекта стояла задача выполнения сравнительного анализа методологий и ключевых параметров рейтингования, принятых в зарубежной, международной и российской практике. Выявление сильных сторон анализируемых методологий является основной для формирования предложений для проекта модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования. В 2012 и 2013 году будет осуществлена апробация проекта методологии, организованы экспертные и общественные обсуждение методологии и результатов апробации, аудит российской версии рейтингования вузов Международной группой экспертов (IREG)[2].

На первом этапе работы стояла задача разработки методологии, обеспечивающей возможность сравнительного анализа различных подходов к рейтингованию, принятых в зарубежной, международной и российской практике. Для обеспечения релевантности результатов и сопоставимости получаемых данных особое значение имело определение  параметров анализа и критериев, относительно которых осуществлялось сравнение. В качестве первого шага было необходимо определить основные цели будущей модельной методологии рейтингования:

1. Методология рейтингования должна служить источником надежной объективной информации о качестве деятельности университета и положении того или иного вуза среди остальных национальных вузов.

2. Методология рейтингования должна быть инструментом поддержки потребителей образовательных услуг, позволяя через представление легко интерпретируемой информации ориентироваться в широком разнообразии вузов и предлагаемых ими программ.

3. Методология рейтингования должна вносить вклад в повышение качества деятельности и конкурентоспособности вузов.

4. Методология рейтингования должна являться источником надежных данных для глобальных и региональных рейтингов.

Не менее важно было определить основные принципы формирования подходов к построению методологии. К таким принципам были отнесены:

1. имеющийся опыт и достижения российских вузов в этом направлении, поскольку многие ведущие университеты успешно используют методологию некоторых рейтингов;

2. задачи повышения конкурентоспособности вузов и их интеграции в глобальное образовательное и исследовательское пространство, поскольку положение в рейтингах является важным сигналом конкурентоспособности; 

3. ожидаемое расширение числа российских вузов, участвующих в глобальных рейтингах;

4. необходимость прагматичного подхода к выработке методологии рейтингования российских вузов, при котором данные по параметрам оценки, собираемые и предоставляемые вузами в национальный орган, осуществляющий рейтингование, будут сопрягаться с данными, необходимыми для участия в международных рейтингах;

5. возможность создания национальной методологии рейтингования, которая бы являлась источником надежных данных для глобальных и региональных рейтингов;

6. преимущества использования количественных индикаторов;

7. сильные стороны построения глобальных рейтингов.

 

Следующая страница >>>


 [1] в частности недавние изменения, в результате которых учреждения среднего профессионального образования реализуют программы прикладного бакалавриата.

 

 [2] International Observatory on Academic Ranking and Excellence. 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»