Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Принципы для включения рейтингов в анализ

 

 

Первая задача методологии - определить принципы для включения рейтингов в анализ.

В настоящее время существует как минимум 50 национальных рейтингов, зарегистрированных Обсерваторией по академическому ранжированию и совершенствованию[1], не менее семи глобальных рейтингов, и их количество увеличивается. При этом, согласно данным Европейской ассоциации университетов, международные рейтинги в настоящее время охватывают не более 3% университетов мира (около 17 тысяч).

Критика глобальных рейтингов известна. Она связана, прежде всего, с тем, что они используют в основном индикаторы, оценивающие значение и влияние исследований. Единый агрегированный показатель не дает взвешенной оценки по всей совокупности деятельности университета (качество обучения, роль в социально-экономическом развитии региона). Рейтинги ориентированы на фундаментальные исследования, не сбалансированы с точки зрения «равно удаленности» по языковым и культурным условиям деятельности университетов. Критике также подвергается система взвешивания принятых индикаторов. Даже после расширения количества индикаторов и уточнения их весов в последнем рейтинге Times Higher Education[2], набор критериев не отражает всего многообразия миссий и целей университетов, условий их развития и различий в деятельности.

Академический рейтинг университетов мира (Шанхайский рейтинг)[3] использует далеко не самые релевантные критерии, «некорректную методологию агрегирования, и не может служить инструментом для сравнительной оценки качества академических институтов, тем более для определения выбора института студентами и семьями, или развития реформ систем образования»[4].

Несмотря на значительные методологические недостатки, в том числе, далеко не всегда прозрачные системы весов и надежные первичные данные, рейтинги пользуются популярностью у широкого круга пользователей. Университеты инвестируют значительное количество времени для участия в рейтингах. Ряд ведущих российских университетов поставил в качестве целей реализации программ развития вхождение в международные рейтинги (Приложение 1).

Для включения в анализ международных рейтингов, рэнкингов и классификаций, таким образом, были приняты следующие принципы:

- рейтинги, в которых принимают или планируют принимать участие российские университеты;

- наиболее популярные международные рейтинги, участие в которых является «сигналом» конкурентоспособности университетов в международном образовательном пространстве;

- международные рейтинги, методология которых доступна в открытом доступе, что должно обеспечить понимание прозрачности системы, релевантности индикаторов и надежности полученных результатов.

При формировании списка национальных рейтингов, рэнкингов и классификаций для проведения анализа за основу были приняты следующие принципы:

- возможность сопоставления с Берлинским принципам ранжирования высших учебных заведений, принятыми на конференции IREG-2 в Берлине в 2006 году;

- возможность сопоставления с критериями, принятыми в мае 2011 году для аудита рейтингов (IREG Ranking Audit Rules)»[5];

- возможность учета опыта разных стран;

- возможность включения в анализ подходов, различных по методологии;

- наличие в открытом доступе методологии и данных по рейтингованию;

- возможность применения рейтинга для развития национальной системы высшего образования.

В результате соотнесения множества существующих в настоящее время методологий рейтингования с вышеуказанными принципами отбора в итоговый перечень методологий, выбранных для анализа вошло 19 зарубежных и международных методологий рейтингования, удовлетворяющих требованиям как географического, так и типологического многообразия

По географическому принципу в перечень выбранных для анализа методологий вошли системы рейтингования глобального, регионального и национального уровня. Кроме того, список методологий был дополнен специализированными системами рейтингования. (Табл. 1).

 

<<< Предыдущая страница   Следующая страница >>>

 


 

[1] The IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. 

 

[2] Times Higher Education World University Rankings 2010-2011.

 

[3] Academic Ranking of World Universities, 2011.

[4] Boulton G.  University Rankings: Diversity, Excellence and the European Initiative// The League of European Research Universities. Advice Paper No 3. 2010.

 

[5] IREG-Ranking Audit. Purpose, Criteria and procedure. IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence, 2011.

 

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»