Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Глоссарий и список литературы

 

 

<<< Предыдущая страница  

A

Аудит (Audit) – независимая, систематическая, объективная оценка деятельности организации. Аудит способствует совершенствованию процессов управления и повышению эффективности деятельности организации. [14]

Б

Бенчмаркинг (сравнение с эталоном) (Benchmarking) – процесс, при помощи которого подразделение вуза стремится повысить эффективность своей деятельности, изучая лучшие практики других, более эффективно работающих подразделений. В сущности, в процессе сравнения с эталоном происходит оценка релевантных процессов и операций (по возможности через измерение ключевых индикаторов деятельности) в своем подразделении и других подразделениях учебного заведения. Выделяются следующие формы бенчмаркинга: конкурентный или кооперативный совместный, функциональный, межинституциональный, транснациональный, внутренний/внешний. Процесс бенчмаркинга направлен на совершенствование деятельности. [26]

Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений (The Berlin Principles on Ranking of Higher Education Institutions) – набор принципов, определяющих качество и надлежащие практики при ранжировании учреждений высшего образования. Эти принципы были приняты на второй конференции международной экспертной группы по ранжированию (IREG), состоявшейся в Берлине, 18-20 мая 2006 г. [30]

В

Валидность (Validity) - обоснованность и адекватность  исследовательских инструментов (операционализированных понятий, измерительных операций и экспериментов). [45]

Валидность (Validity) – характеристика, отражающая степень уверенности в том, что показатель пригоден для измерения того, для чего он был разработан. [10]

Вес (Weight) – инструмент позволяющий придавать различный уровень значимости различным индикаторам, используемым в ранжировании. [10]

З

Завершение обучения (Graduation/Successful completion)  – данный термин по-разному трактуется в различных странах. В некоторых странах завершение обучения определяется по факту сдачи экзаменов, в других странах обучение считается завершенным, если студент прослушал определенное количество академических часов и сдал экзамены.  Результатом успешного окончания обучения является выдача сертификата об окончании обучения, признаваемого в системе образования и на рынке труда. [31]

И

Индикаторы (Indicators) - операционные переменные, относящиеся к эмпирически измеряемым характеристикам подразделения, по которым могут быть собраны фактические данные. Эти данные позволяют определить проводились или нет действия в рассматриваемых областях, и если проводились, то, в каком объеме. Индикаторы выявляют тенденции в деятельности подразделений, а также определяют области, где необходимы улучшения. Они также позволяют сравнить результаты фактической деятельности с поставленными целями.  [26]

Индикаторы ресурсов (Input indicators) - набор переменных, описывающих человеческие, финансовые и физические ресурсы, необходимые для осуществления деятельности подразделения. [26]

Индикаторы промежуточных результатов (Output indicator) - набор переменных, количественно описывающих промежуточные результаты деятельности подразделения. [26]

Индикаторы итоговых результатов (Outcome indicator) - набор переменных, качественно описывающие итоговые результаты деятельности подразделения. [26]

Иностранные студенты (International students) - этот широко употребляемый термин по-разному трактуется в различных странах и институциональных контекстах. Для проведения бенчмаркинга (сравнения с эталоном), учитывая имеющиеся данные и практику сбора этих данных, партнеры должны договориться об определении этого термина для того, чтобы достичь взаимопонимания и обеспечить сопоставимость результатов по завершению бенчмаркинга. С точки зрения принимающего института этот термин относится к поступающим в него студентам. [26]

Иностранные студенты (International students) – студенты, имеющие иностранное гражданство/иностранный паспорт.  [26]

К

Количество упоминаний/цитирований (Citations per paper) – классический библиометрический показатель,  определяющий количество цитирований одной статьи. [26]

Качественные индикаторы (Qualitative indicators) - набор переменных, качественно описывающих изучаемую величину на основе наблюдений, не связанных с ее точным количественным измерением. Они включают в себя сравнения, основанные на качественных, нечисловых  данных. [26]

Композитный индикатор (Composite indicator)  – индикатор призванный оценить многофакторное явление, которое не может быть в полной мере оценено одним показателем. Композитный индикатор включает в себя несколько суб-индикаторов, которые отражают различные элементы многофакторного явления. [19]

Количественные индикаторы (Quantitative indicators) - набор индикаторов, связанных с количественным измерением и выражающихся в численных значениях. [26]

Классификация (Classification) – распределение  объектов по нескольким классам, не ставящее перед собой целью оценку этих объектов. Классификации предоставляют возможность отнести учреждения высшего образования  и исследовательские институты в различные категории на основании обладаемых ими характеристик. Классификации позволяют наиболее полно оценить разнообразие учреждений высшего образования. [40]

Критерий (Criterion) – эталон, относительно которого оценивают достижение определенных целей или соответствие определенным стандартам. Критерий  описывает требуемые для соответствия стандартам характеристики и условия, таким образом предоставляя основу для оценивания. [42]

М

Международная экспертная группа по ранжированию (IREG) - это международная некоммерческая ассоциация организаций, проводящих ранжирование, университетов и других организаций, заинтересованных в улучшении качества международных и национальных систем рейтингования. Ассоциация включает в себя около двадцати организаций Азии, Европы и Америки.  Международная экспертная группа была создана в 2004 году по совместной инициативе ЮНЕСКО, Европейского центра высшего образования (ЮНЕСКО-СЕПЕС) и группы международных экспертов в области ранжирования, озабоченных качеством академических рейтингов. [30]

Н

Надежность (Reliability) – характеристика, отражающая точность измеряемых показателей применяемых в оценке. Оценка считается точной, если многократное применение измеряемого показателя дает один и тот же результат.  [40]

О

Обеспечение качества (Quality Assurance) – процедура систематического контроля и оценки процессов преподавания и обучения, и другой связанной с этим деятельностью, для обеспечения соответствия качества обучения определенным стандартам. [33]

Обеспечение качества (Quality Assurance) – запланированная и систематическая деятельность в рамках системы оценивания для обеспечения соответствия учреждением требований, предъявляемых к качеству его деятельности.  [26]

Опрос (Survey) – метод проведения исследований, основанный на использовании анкеты с помощью которой производится сбор данных о людях, их мнениях и их поведении. [36]

Оценка (Evaluation) определяется как «системный процесс оценивания (assessment) качества, достоинств, и ценности организации, результатов работы, результатов политики; который должен влиять на будущие действия». Hansen Hanne Foss “Research Evaluation: Methods, Practice, and Experience”. [20]

Р

Ранжирование (Ranking\Rating) — расстановка элементов системы по рангу, по признакам значимости, масштабности; установление порядка расположения, места лиц, проблем, целей и задач в зависимости от их важности, весомости. [44]

Расходы на исследования и разработки (Expenditure on Research and Development (R&D)) – расходы на исследования, проводимые в высших учебных заведениях, вне зависимости от источника финансирования (частное или государственное финансирование, общее или контрактное). Расходы на исследования включают в себя расходы всех исследовательских институтов и подразделений, работающих под непосредственным руководством, администрацией или в ассоциации с учреждением высшего образования. [31]

Расходы на обучение (Expenditure on teaching) – полный объем финансовых ресурсов, направленных на обеспечение образовательной деятельности. [31]

Расходы на образование в расчете на одного студента (Expenditure on education per student) – расходы на обучение на одного студента на определенном уровне образования. Показатель рассчитывается как соотношение всех расходов вуза на обеспечение обучения на данном уровне образования к количеству всех студентов-очников, обучающихся на данном уровне образования.  [31]

Рейтинг (Rating) – иерархическая расстановка объектов на основе сравнительной оценки их качества или результатов деятельности. [32]

Рейтинг образовательных учреждений – оценка деятельности образовательных учреждений с целью выстраивания их иерархии по согласованным с экспертным сообществом показателям.

Рейтинг образовательных программ – оценка образовательных программ с целью выстраивания их иерархии по согласованным с экспертным сообществом показателям

Релевантность (индикатора) (Relevance) – относительная значимость индикатора согласно экспертной оценке и мнению заинтересованных лиц. [40]

С

Самооценка (Self-evaluation) – анализ и оценка качества и эффективности программ обучения преподавательского состава, организационной структуры высшего учебного заведения, основанные на стандартах установленных независимой контролирующей организацией, и выполняемые самим учебным заведением. [8]

Соотношение студентов и преподавателей (Ratio of students to teaching staff) - отношение количества студентов к количеству преподавателей.  [31]

Средняя взвешенная (Weighted average) – среднее значение, рассчитанное на основании показателей с присвоенными им весами, отражающими их относительную значимость в общей совокупности. [10]

Т

Таблица лиг (League table) – список элементов, упорядоченный по принципу «от наилучшей к наихудшей оценке», где элементы занимают  уникальные,  определенные и равноудаленные друг от друга позиции. [40]

Ш

Шкалирование (Scaling) - приведение с помощью специальной функции или алгоритма значений переменных в диапазон, удовлетворяющий определенным требованиям. [8]

Ч

Часто цитируемые авторы (Highly cited authors) - это наиболее часто цитируемые авторы в каждой предметной категории, они составляют менее 0,5% всех публикуемых авторов. [26]

Э

Эквивалент полной занятости (Full-time equivalent) [26]

Студенты (Students)

С помощью показателя эквивалента полной занятости (full-time equivalent) стандартизируется фактическая учебная нагрузка студента по отношению к стандартной учебной нагрузке. Для определения статуса студента (очник, вечерник/очник-заочник) необходима информация по периоду времени, затрачиваемому на фактическую и стандартную учебную нагрузку. Если доступны данные и нормы по учебной нагрузке для отдельного студента, то эквивалент полной занятости рассчитывается как доля фактической учебной нагрузки в стандартной учебной нагрузке, умноженная на долю фактического времени обучения по отношению к стандартному времени обучения в течение учебного года.

Эквивалент полной занятости для студентов равен 60 кредитам за обучение или 1 800 рабочим часам в год.

Сотрудники (Staff)

Основой для расчета эквивалента полной занятости сотрудников служит количество рабочих часов, установленных законодательно, а не количество фактически отработанных рабочих часов или количество рабочих часов, затраченных на преподавание. Эквивалент полной занятости для сотрудников, работающих неполный рабочий день, определяется как соотношение фактически отработанных рабочих часов этим сотрудником за год к количеству законодательно установленных рабочих часов, которые штатный сотрудник должен отработать в течение года.

Эквивалент полной занятости для сотрудников равен 1 800 рабочим часам в год (Европейский стандарт) или количеству рабочих часов, определяемых трудовым законодательством какой-либо страны. 

Экспертная оценка (Peer evaluation) – оценка качества и эффективности образовательных программ, преподавательского состава, организационной структуры учебного заведения, выполняемая группой внешних оценщиков – экспертов в области высшего образования. Оценки могут основываться на стандартах, определенных аккредитационными организациями, или на более широко определяемых стандартах качества. [8]

Z-показатель (Z-score) – стандартизованный балл, используемый для перевода полученных данных в определенную заданную шкалу, где среднее принимает значение нуля, а среднее статистическое отклонение равно единице.  [10]

 

Список литературы

1.      Aghion P.,  Dewatripont M.,  Hoxby C. M., Mas-Colell A.,  Sapir A. The Governance and Performance of Research Universities: Evidence from Europe and the U.S // NBER Working Paper No. 14851. 2009. 

2.      Andrejs Rauhvargers. EU Report On Rankings 2011. Global Universities Rankings and Their Impact.

3.      Berlin Principles on Ranking of Higher Education Institutions//IREG Observatory. 2006

4.      Boulton G.  University Rankings: Diversity, Excellence and the European Initiative// The League of European Research Universities. Advice Paper No 3. 2010. 

5.      Bucchi M., Papponetti V. Research Evaluation as a Policy Design Tool: Mapping Approaches across a Set of Case Studies //The Fondazione Eni Enrico Mattei Note di Lavoro Series Index. 2007. 

6.      Clarke M. Some Guidelines for Academic Quality Rankings//Higher Education in Europe. 2002.  Vol. XXVII. No. 4.

7.      College and University Ranking Systems. Global Perspectives and American Challenges//Institute for Higher Education Policy. 2007

8.      Council for Higher Education Accreditation. US. Glossary.   

9.      Counting what is measured or measuring what counts? League tables and their impact on higher education institutions in England. Report to HEFCE//Centre for Higher Education Research and Information (CHERI), Open University, and Hobsons Research. 2008

10.     Everitt B. Medical Statistics from A to Z: A Guide for Clinicians and Medical Students. Cambridge University Press, 2006.

11.     Federkeil G. World Class Universities and Rankings. An Unhealthy Relationship.// Center for Higher Education Development, 2010. 

12.     Federkeil G. World-Class Universities and Rankings An unhealthy Relationship?// CHE Centre for Higher Education Development. 2010.

13.     Geuna A., Martin B.R. University Research Evaluation and Funding: An International Comparison. Kluwer Academic Publishers. Minerva 41. 2003. P. 277–304.  

14.     Glossary of Key Terms in Evaluation and Results Based Management//OECD. 

15.     Grant J., Brutscher P., Kirk S., Butler L., Wooding S. Capturing Research Impacts. A review of international practice.  2009

16.     Grant J., Brutscher Ph.B., Kirk S., Butler L., Wooding St.  Capturing Research Impacts: A Review of International Practice // A Review of International Practice, DB-578_HEFCE. Prepared for the Higher Education Funding Council for England. 2009. 

17.     Gray, D. O. Making Team Science Better: Applying Improvement-oriented Evaluation Principles to Evaluation of Cooperative Research Centers. In C. L. S. Coryn & M. Scriven (Eds.), Reforming the Evaluation of Research. New Directions for Evaluation. 2008. No 118. P. 73–87.

18.     Hage J., Jordan G., Mote J. A Theory-based Innovation Systems Framework for Evaluating Diverse Portfolios of Research, Part Two: Macro Indicators and Policy Interventions. // Science and Public Policy. 2007. Vol. 34. No 10.  P. 731-741.  19.     Handbook on Constructing Composite Indicators: Methodology and User Guide//OECD. 2008.

20.     Hansen H.F. Research Evaluation: Methods, Practice, and Experience// Danish Agency for Science, Technology and Innovation. Ministry of Technology and Innovation. March 2009.

21.     Hansen Hanne Foss. Research Evaluation: Methods, Practice, and Experience. Danish Agency for Science, Technology and Innovation. //Ministry of Technology and Innovation, March 2009.

22.     Hazelkorn E. Rankings and the Battle for World-Class Excellence: Institutional Strategies and Policy Choice//Higher Education Management and Policy OECD. 2009. Volume 21. No. 1

23.     Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education. Palgrave, 2011

24.     Hazelkorn E. The Impact of League Tables and Ranking Systems on Higher Education Decision Making// Higher Education Management and Policy. OECD. 2007. Volume 19. No. 2

25.     How do rankings impact on higher education//IMHE. 2007

26.     Indicators for Mapping and Profiling Internationalisation. Glossary. 

27.     IREG-Ranking Audit: Purpose, Criteria and Procedure// IREG Observatory

28.     Marginson. S. van der Wende M. Europeanisation, International Rankings and Faculty Mobility: Three Cases in Higher Education Globalisation// Higher Education to 2030 Volume 2: Globalisation. 2009.

29.     Multirank. Interim Progress Report. Design Phase of the Project ‘Design and Testing the Feasibility of a Multi?dimensional Global University Ranking’ CHERPA?Network. January 2010

30.     Observatory on Academic Ranking and Excellence. 

31.     OECD Glossary - Educational Terms.  

32.     Oxford Dictionaries. 

33.     Quality Assurance Agency for Higher Education. UK. Glossary. 

34.     Ranking of Higher Education Institutions//Australian University Quality Agency. August 2006

35.     Rauhvargers A. Global University Ranking and their Impact. EUA Report on Rankings. 2011.

36.     Research Methods Knowledgebase. 

37.     Steiner J. World University Rankings: a Principal Component Analysis//Instituto de Estudos Avancados da Universidade de Sao Paulo

38.     The Greenwood Dictionary of Education/John W. Collins and Nanci Patricia O’Brien (eds). Greenwood Press, 2003

39.     van der Krogt. T. Quality Standards in Public Administration Education and Training. Issues, Models and Contemporary Evaluation Policies. University of Twente. 2005

40.     van Vught F. Ziegele F. U-multirank. Design and Testing the Feasibility of a Multidimensional Global University Ranking. Final Report//Consortium for Higher Education and Research Performance assessment. 2011. 

41.     van Vught, Westerheijden D. Multidimensional ranking: a new transparency tool for higher education and research//Higher Education Management and Policy. OECD. 2010. Volume 22/3.

42.     Vlasceanu L. Quality Assurance and Accreditation: A Glossary of Basic Terms and Definitions. Romania: UNESCO. 2007.

43.     West. P. A Faustian Bargain? Institutional Responses to National and International Rankings// Higher Education Management and Policy. OECD. 2009. Volume 21. No. 1

44.     Современный экономический словарь. 

45.     Социологический словарь. 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»