Миссия Фонда:

всемерно содействовать развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны

   

Итоги и материалы конференции

 

 

  Итоги международной конференции

«Уроки многомерного ранжирования российских вузов: от апробации к практике»

25 – 26 апреля в Москве в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования» состоялась международная конференция «Уроки многомерного ранжирования российских вузов: от апробации к практике».
В конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ: заместитель Министра образования и науки РФ Александр Борисович Повалко, директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Григорий Викторович Андрущак; представители российского экспертного сообщества: вице-президент Российской академии образования Виктор Александрович Болотов, ректор Российского университета дружбы народов и заместитель председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Владимир Михайлович Филиппов, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Владимир Григорьевич Наводнов и его заместитель Галина Николаевна Мотова, Евгений Анатольевич Князев, директор Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ, ректоры российских вузов и представители академического сообщества. В конференции также участвовали международные эксперты: президент международной экспертной группы по ранжированию (IREG) Ян Садлак, ведущий эксперт центра высшего образования Геро Федеркайл (Германия), исполнительный директор Центра оценки деятельности мировых университетов факультета образования университета Шанхая Инг Ченг (Китай), начальник департамента QS Intelligence Unit Бен Совтер (Великобритания), главный редактор Times Higher Education, редактор Times Higher Education Rankings Фил Бэти, (Великобритания), научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (IQAA) Шолпан Муртазовна Каланова, эксперт Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины и Центра российских и евразийских исследований университета Упсалы Сергей Курбатов, президент Образовательного фонда Perspektywy, вице-президент Международной экспертной группы по ранжированию IREG Вальдемар Сивински (Польша), директор Центра Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан Римма Ганиевна Сейдахметова (Казахстан).
           

Ранжирования и рейтинги как инструмент оценки  конкурентоспособности университетов

Представители Министерства образования обратили внимание участников на важность повышения конкурентоспособности системы высшего образования для перехода к новой модели экономического развития. Для решения этой задачи Министерство образования и науки РФ берет на себя обязательство по поддержке ведущих российских университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров. Продвижение вузов в международных рейтингах может стать сигналом качества образования и исследований для российского и международного сообщества.
Международные эксперты, разработчики глобальных рейтингов (Шанхайского, THE, QS), представив свои методологии рейтингования университетов, отметили, что в последние годы количество российских университетов, входящих в различные рейтинги увеличивается. Участники дискуссии согласились, что для наращивания динамики продвижения российских вузов в глобальных академических рейтингах необходимо повышать уровень публикационной активности и цитируемости российских исследователей. Этому могут способствовать совместные исследовательские проекты, реализация совместных образовательных программ и повышение мобильности преподавателей, аспирантов и студентов. Представители QS также обратили внимание на важность продвижения имиджа российских вузов в международном образовательном пространстве.
В рамках конференции были также представлены практики национального ранжирования Германии, Польши, Украины и Казахстана. Представители российских информационных агентств (Интерфакс и РИА) презентовали российский опыт рейтингования вузов, визуализации результатов широкой общественности. Возможности и ограничения количественной оценки многообразия университетского ландшафта в Европе были высвечены через опыт многомерного ранжирования в масштабе общеевропейского пространства высшего образования в проекте Multirank. Экспертами была подчеркнута роль национальных рейтингов в повышении качества высшего образования.
 

Модельная методология многомерного ранжирования - основа для реализации национального подхода к оценке деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования

Директор международных программ Национального фонда подготовки кадров, директор Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ Марина Владимировна Ларионова представила модельную методологию многомерного ранжирования, разработанную в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования».
 Владимир Михайлович Филиппов, ректор Российского университета Дружбы народов, подчеркнул важность участия российских вузов в глобальных рейтингах и необходимость реализации практики национального ранжирования вузов для повышения их конкурентоспособности в международном и национальном пространстве.
 Владимир Алексеевич Зернов, ректор Российского нового университета, отметил важность гармонизации российской образовательной практики с практикой ведущих мировых университетов, роль конкуренции среди вузов в повышении качества высшего образования.
Сергей Борисович Могильницкий, начальник Информационно-аналитического управления Томского политехнического университета (НИУ ТПУ), и Киреев Сергей Васильевич, декан ФПКПК НИ(Я)У МИФИ представили опыт российских вузов по вхождению в международные рейтинги и влияние результатов рейтингования на стратегическое планирование деятельности вузов. Отдельное внимание было уделено опыту участия в апробации модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов и практикам корректировки стратегических задач развития университетов с учетом результатов пробного ранжирования.
 Эксперты и представители российских вузов, присутствовавшие на конференции и принявшие участие в апробации разработанной методологии, положительно оценили проделанную работу. Участники дискуссии отметили, что модельная методология многомерного ранжирования является хорошей основой для реализации национального подхода к оценке деятельности отечественных вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования.
 Процессы дифференциации российских вузов были концептуализированы в выступлении Евгения Анатольевича Князева, директора Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ. Докладчиком была подчернута необходимость поддержки разнообразия вузов для решения задач развития и повышения конкурентоспосбности российской системы высшего образования.
Российские и международные эксперты в очередной раз обратили внимание на то, что рейтинги задают вектор развития системе образования, но при анализе их результатов необходимо учитывать институциональное разнообразие и особенности национальных систем образования. Одновременно была отмечена необходимость при создании национальных систем рейтингования и ранжирования следовать общим правилам и уже сложившимся практикам рейтингования.
 Представляя дальнейшие направления развития и применения модельной методологии многомерного ранжирования, разработчики показали, как по результатам факторного анализа была произведена первая корректировка используемой системы индикаторов. На основании расчетов, система может быть сокращена на шесть из 54 базовых индикаторов. Однако, по мнению участников конференции, дальнейшее совершенствование модельной методологии, должно предусматривать сокращение числа индикаторов, с учетом результатов факторного анализа и практики собираемости данных.
 

Рекомендации по применению модельной методологии многомерного ранжирования

По итогам конференции был принят ряд рекомендаций по применению модельной методологии многомерного ранжирования как инструмента внешней оценки деятельности вузов.

По мнению экспертного российского и международного сообщества методологию многомерного ранжирования следует использовать для:

·         проведения комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающих многообразие национальной системы высшего образования, с целью сравнения, бенчмаркинга, повышения конкурентоспособности, планирования и стратегического развития российской системы высшего образования;

·         выявления сильных и слабых сторон деятельности вузов, их сравнительной оценки с вузами-конкурентами, планирования стратегического развития, повышения конкурентоспособности;

·         построения специальных ранжирований, например, по пяти индикаторам превосходства для оценки лидерских качеств вуза или 13 индикаторам глобальных рейтингов для решения задач повышения конкурентоспособности российских вузов в международном пространстве высшего образования.

Участники конференции согласились, что необходимо:

·         опубликовать результаты пилотного ранжирования, например, лучшие 20 вузов.

·         создать внутри вузов систему поддержки для каждого направления/индикатора системы ранжирования;

·         сохранить и расширить сеть экспертов, ответственных за сбор данных по индикаторам методологии.

Проведенная конференция не только позволила обсудить разработанную методологию многомерного ранжирования, но и рассмотреть перспективы развития высшего образования в России в контексте национальной и глобальной перспективы.  

Материалы Международной научно-практической конференции  «Уроки многомерного ранжирования российских вузов: от апробации к практике»:

Материалы первого дня конференции (25 апреля 2013 года)

Материалы второго дня конференции (26 апреля 2013 года)

Фотографии конференции

 

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»